Рабочая программа «Военно-прикладная подготовка» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, на основе авторской образовательная программа по курсу «Военная прикладная подготовка» для 10-11 классов, автор-составитель Э.В. Бурмантов, К.Н. Черепанов 2018 года.

Программа определяет вариативную часть учебного курса (согласно учебному плану среднего общего образования МБОУ «Городищенская СОШ» на 2019-2020 уч.г.), конкретизирует содержание его предметных тем и даёт распределение учебных часов на их изучение.

Основная цель предмета «Военная прикладная подготовка»:

  • подготовить обучающихся к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, к поступлению в высшие учебные заведения военной, физкультурной, юридической, медицинской направленности, а также к использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Основные задачи предмета «Военная прикладная подготовка»:

  • создавать условия для укрепления здоровья, улучшения показателей физического развития обучающихся;
  • воспитывать у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
  • формировать умение ориентироваться на местности, указывать цели и выдерживать заданное направление без карты; четко и правильно выполнять строевые приемы и действия в пешем порядке, выполнять требования строевого устава;
  • создавать условия для освоения обучающихся рядом прикладных двигательных навыков, таких, как преодоление препятствий, движение с использованием страховки и самостраховки;
  • создавать условия для освоения обучающихся знаний о действиях солдата в бою, материальной части вооружения, основ, приемов, правил стрельбы и обращения с оружием;
  • формировать умение оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать при чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.

Используемый учебно-методический комплекс:

  1. Аверин А.И. «Начальная военная подготовка» / Учебник для СШ - М.: Просвещение, 1985г.
  2. Андреев В.И. Сборник методической литературы для военно-патриотических клубов России.- СПб, 2008г.
  3. Апакидзе В.В. Строевая подготовка: учеб. пособие / В.В. Апакидзе, Р.Г. Дуков, П.П. Полоз. – М.: Воениздат, 1988г.
  4. Боевой опыт Чеченской войны / Авт.-сост. М. Болтунов.-М.: Яуза, ЭКСМО, 2008г.
  5. Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе. – М.: Просвещение, 2003г.
  6. Ильичев А. Большая энциклопедия выживания. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000г.
  7. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации. НФП-2001. – М.: Воениздат, 2001г.
  8. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2013 г. № 560 г. Москва. Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 августа 2013 г. Регистрационный № 29795 «О внесении изменений в Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200».
  9. Правовой уголок офицера Вооруженных Сил Российской Федерации[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://voen-pravo.ru.
  10. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001г.
  11. Основы безопасности жизнедеятельности. Военно-профессиональная ориентация для учащихся 10-11 классов.- М: Дрофа, 2003г.
  12. Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. – М.: Просвещение, 2003г.
  13. Петров С.В., Бубнов В.Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практ. Пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004г.
  14. Подготовка подразделений к защите от ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия противника. – М.: Воениздат, 1989г.
  15. Приёмы и способы действий солдата в бою. – М.: Воениздат, 1988г.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса военно-прикладной подготовки:

  • учебный кабинет (класс);
  • комната для хранения учебного оружия и др.;
  • спортивный зал, площадка для занятий строевой подготовкой;
  • учебный городок для занятий по тактической подготовке и изучению приёмов и правил стрельбы (стрелковый тир);
  • учебный автомат Калашникова (АК) – не менее 3-х на группу, учебный пистолет Макарова (ПМ), учебные гранаты РГД-5,Ф-1, РКГ, учебные боеприпасы к стрелковому оружию, учебные мины;
  • пневматические винтовки и расходный материал (пули, мишени);
  • противогазы и респираторы, общевойсковые защитные комплекты ОЗК;
  • приборы радиационной и химической разведки, средства специальной обработки;
  • средства оказания первой медицинской помощи: сумка медицинская (не менее 2-х), жгуты кровоостанавливающие, перевязочный материал, аптечки индивидуальные;
  • компас, курвиметр, учебные топографические карты, офицерские линейки и транспортиры;
  • палатки, спальные мешки, теплоизолирующие коврики – по численности учебной группы;
  • спортинвентарь: маты и мешки боксерские, гири 16 и 24 кг, лыжи с креплениями армейского образца и палки;
  • плакаты по различным предметам боевой подготовки;
  • телевизор и видеомагнитофон (DVD-плеер), кассеты (диски) с учебными фильмами.

Организация и проведение образовательного процесса предполагает использование целого комплекса соответствующих форм обучения и воспитания:

  • теоретические занятия (лекции, беседы, диспуты, тренинги и т.д.);
  • практические занятия (работа с учебно-наглядными пособиями, оружием, тренажерная подготовка, тренировки, соревнования и т.д.);
  • комплексные, комбинированные формы (учебно-тренировочные сборы, соревнования, семинары и т.д.).

Количество часов: программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся в объёме 2-х часов в неделю во время всего периода обучения учащихся 10-11 классов. Общее предусмотренное программой количество часов – 136 (10 класс – 68 часов, 11 класс – 68 часов). Материал подобран и даётся с учётом возрастных, психологических и физических особенностей подростков. Занятия содержат теоретический материал, который отрабатывается на практике.

Содержание курса состоит из нескольких самостоятельных разделов:

  • Тактическая подготовка.
  • Огневая подготовка.
  • Гражданская оборона.
  • Медицинская подготовка.
  • Военная топография.
  • Специальная физическая подготовка.
  • Строевая подготовка.
  • Общественно-государственная подготовка.

Каждый раздел программы направлен на формирование у старшеклассников ключевых компетенций: здоровьесбережения, гражданственности, информационно-технологическая компетентность, компетентность социального взаимодействия, компетентность самосовершенствования, учебно-познавательная компетентность. Для оценки достижений обучающихся в ходе освоения курса используются следующие основные виды и формы контроля:

  • Текущий
  • Тематический
  • Промежуточный
  • Фронтальный
  • Индивидуальный
  • Устный
  • Письменный

Освоение программы «Военно-прикладная подготовка» завершается итоговой аттестацией в виде экзамена, проходящего в два этапа. Первый этап – теоретические знания, второй этап – практические умения и навыки.

С учётом особенностей и специфики предмета, местных климатических условий, подготовленности учащихся преподавателю предоставляется право в пределах настоящей Программы, не уменьшая общего количества часов обучения, изменять последовательность изучения тем, а также вводить в содержание тем новые учебные вопросы.

Программа содержит пояснительную записку (цели обучения, содержание курса, базовые требования учебного курса, требования к уровню подготовки выпускников) тематическое планирование, учебно-методическое и материально-техническое обеспечения курса.

Рабочая программа разработана учителем военно-прикладной подготовки образовательного учреждения и предполагает наличие тематического планирования на каждый учебный год в соответствии с особенностями класса.

© 2021. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования